МБУК Бежаницкий районный центр культуры
тел: 8 (811-41) 22-652 ; 22-409
  Пятница, 26.04.2024, 17:26
Меню сайта
Категории раздела
Новости [168]
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ,или ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы, как работники библиотеки, да к тому же, работающие с детьми, хотим пригласить вас к очень важному разговору, вернее, коллективному размышлению о том, о чём у нас с вами, у взрослых, «душа болит» - о проблемах детского чтения, роли книги и чтения.

«Чтение – полезное увлечение» - считаем так мы, библиотекари, педагоги, да и вы, родители, но вот об этом мы хотим ещё раз сегодня вам напомнить, более того, призвать вас к тому, чтобы чтение стало семейным досугом, поскольку это очень важно. Почему? Давайте разберёмся….

Когда-то Россия считалась самой читающей страной в мире. Сейчас первую строчку уверенно занимают финны. А мы по уровню интереса к чтению занимаем среди развитых стран лишь 37 место, это значит, что 50% населения за последние годы совсем перестали читать. А ведь совсем недавно мы все собирали домашние библиотеки. Думали: передадим детям, внукам своим в наследство драгоценные томики. Теперь всё это богатство пылится в шкафах, у тех из нас, кто постарше, или плавно перекочевало на чердак за ненадобностью – у более младшего поколения. А дети наши катастрофически не хотят читать! Это ни для кого не секрет. Почему? – задаём мы, взрослые, вопрос. Потому что прогресс, говорят оптимисты, потому что мир за последние десятилетия стремительно изменился, и у юных появились новые развлечения. Безусловно, книге трудно выдержать конкуренцию с компьютером, Интернетом, телевидением – всеми этими современными техническими достижениями. Так что, может быть, и ничего страшного? Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Предполагается, что всё к лучшему, всё же для человека! Так почему же тогда список нынешних «досугов» юных можно продолжить, и это очень печальный список: алкоголь, курение, наркотики… А что за этим следует? За этим следует духовное обнищание нации, - не менее страшное бедствие, чем экономическая нищета, согласитесь? Если всё так и дальше будет, то речь пойдёт не более, не менее, как о национальной катастрофе, о том, что нынешнее поколение юных в дальнейшем не сумеет отличить «что такое хорошо» от «что такое плохо», ибо растёт оно, попросту говоря, вне нравственного закона. Ребёнок – новичок в мире. У него нет своего опыта, того нравственного опыта, который он постепенно приобретает в школе, дома, живя в обществе, который он должен и может приобретать и с помощью книг. Юному человеку надо, просто необходимо читать. Психологи утверждают, что именно чтение развивает интеллект. Ни компьютерные игры, ни Интернет тут не помогут. Это всего лишь развлечение или просто источник информации. А чтение – это то, что строит ребёнка изнутри, формирует его внутренний мир, его душу. И лет на это отпущено человеку не так уж много: детство, отрочество, юность. Когда человек вырос, чтение превращается всё-таки в некоторого рода забаву или становится профессиональной необходимостью. Для юных же книга – живой мир, её герои - реальны, с ними они учатся любить, жалеть, сопереживать. Для детей книга – учебник грядущей жизни. С учётом того, что книга формирует внутренний мир ребёнка, казалось бы, и чтение, и детская литература должны стать делом государственным, непременно! С 2006г. в нашем государстве речь идёт о Национальной программе в поддержку чтения. Цель программы – повысить престиж чтения и статус «человека читающего». Надеемся, что она будет действенной. Но, как сказал кто-то из великих – спасти всё человечество нельзя, а помочь конкретному человеку – можно! В данном случае конкретный человек – ваш ребёнок! И ваша задача, уважаемые родители, – пробудить с помощью книг в неокрепшей детской душе вот эту драгоценную способность сострадать, радоваться, сопереживать, любить, помочь ему открыть мир и видеть его в нужных красках. Иначе говоря, спасти общество от нравственной глухоты поможет прививка хорошей литературой, причём, в самом раннем детстве. Вы скажете, что это всё понятно: читать нужно, читать полезно, но ведь не заставишь ребёнка насильно, угрожая ремнём, читать. Что делать? Как научить его получать удовольствие, радость от чтения хорошей книги? Что необходимо сделать для того, чтобы компьютер не вытеснил книгу из обихода современного подростка, ребёнка? Мы все пытаемся найти ответы на эти вопросы. Наверняка, у вас есть свои собственные мнения и суждения по этому поводу, но сегодня я хочу познакомить вас с мнением известных людей по этому же самому поводу. На вопрос: «Как научить ребёнка получать удовольствие от чтения?» отвечают:

  • Писатель Фазиль Искандер: «Детям нужно читать множество интересных, забавных, смешных историй. Думаю, этим, прежде всего, должны заниматься родители. Увлёкшись, ребята сами возьмутся за книгу».
  • Поэт Евгений Бунимович: «Ошибка родителей в том, что они помнят, как в детстве они читали запоем, и думают, что к их детям это придёт само. Взрослые должны сами испытывать интерес не только к чтению, но и к перечитыванию книг, потому что перечитывают именно для удовольствия, а не для того, чтобы узнать содержание. Желательно не принуждать ребёнка к литературе, а прививать ему интерес к книге в игровой форме, обсуждать прочитанное, чтобы ему не терпелось заглянуть в следующую главу».
  • Поэт Римма Казакова: «Нужно действовать личным примером. То, что любишь сам, передай ребёнку».
  • Мнение поэта Андрея Дементьева: «Думаю, что не буду оригинален: родители должны читать ребёнку с 3-х лет. Отец читал мне сказки, другие хорошие книги, пока я сам не научился складывать буквы в слова. Если родители не получают удовольствие от книги, то и ребёнок не научится получать радость от чтения».
  • «Чтобы ребёнок полюбил книгу, надо, чтобы книгу любили родители», - таково мнение писателя и критика Льва Аннинского.

На вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы компьютер не вытеснил печатную книгу?» отвечают:

  • Римма Казакова: «Компьютер книгу не вытеснит. Другое дело, что у современных детей утерян интерес к тому, что любили мы, например, к библиотеке. Для меня поход в библиотеку был ритуалом, праздником. Помнится, я тайком брала взрослые книги. В 4 классе прочла «Анну Каренину», и всё – моя культурная планка была уже повышена, после этого мне уже не хотелось брать в руки что попало. Когда же у нас поймут, наконец, что не по толщине кармана надо принимать в обществе, а по состоянию духовного мира человека».
  • Писатель, критик Игорь Золотусский: «Компьютерные технологии овладели всем миром, и справиться с этим нашествием, увести в сторону хорошей литературы могла бы только семья. Увы, современные родители зачастую тоже прагматичны, ориентируются тоже на голую информацию. И растят поколение занятое узкой профессиональной деятельностью, закрытой для искусства, для живого слова. А ведь человек без чувства слова – это то же самое, что инвалид, лишённый зрения, слуха, обоняния: он не может объясниться в любви любимой девушке и даже рассказать о запахе цветка».
  • Сергей Пашин, юрист: «Компьютер – это средство коммуникации, и не так уж важно, написан ли текст типографской краской или набран на электронном носителе. Опасен Интернет, эта большая помойка, где попадаются отрывки классических произведений с весьма специфической интерпретацией или вторичный продукт – игры, сделанные на базе известного текста. Ребёнку нужно объяснять, что всё это не стоит читать, а лучше найти оригинал. Книга – никогда не уйдёт из обихода, потому что она обладает техническими преимуществами – её удобнее читать. Печатный текст можно смаковать, это своего рода интеллектуальная дегустация. Старинный ритуал, который приятно и полезно выполнять, нечто вроде чайной церемонии».
  • Писатель Михаил Веллер: «Думаю, противопоставлять компьютер книге неправильно, он может подготавливать подростка к восприятию книги как вместилища мудрости, учебника жизни».
  • И, наконец, суждение писателя Ларисы Васильевой: «Компьютеризация – это само по себе ни хорошо и ни плохо; это естественное событие. Думаю, что это надо пережить. Компьютерное поколение придёт и уйдёт, а книга останется».

Это были мнения известных людей, опубликованные на страницах «Литературной газеты»

А как вы думаете, уважаемые родители?.....................

Демонизировать компьютер не стоит. Гораздо тревожнее то, что и дети, не совсем знакомые с Интернетом – этой «территорией неограниченной свободы», тоже ведь не читают. Видеоряд просто вытесняет книгу! Так ли фатально происходящее? Выход, думается, есть. Вы услышали множество мнений- рецептов известных людей.

Давайте обобщим всё сказанное и определим ваши практические действия.

1. Понять самим, что читать вашему ребёнку нужно, просто необходимо, причём, как можно раньше, с 3-х лет! Понять, что простейшее четверостишие, доступное вашему малышу, типа:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что, он хороший, способно творить чудеса в душе вашего маленького человечка! Когда я встречаюсь с юными читателями на каких-то библиотечных мероприятиях, не устаю им повторять: «Вы видели, как строится дом? Кирпичик за кирпичиком, и образуется большое высотное здание. Вот так же формируется и внутренний мир человека, постепенно закладываются эти невидимые «кирпичики»: доброта, милосердие, сострадание, любовь, они строят вас изнутри, а «поселить» их в вашей душе помогают книги».

2. Возрождать традицию семейного чтения, чтения вслух, причём, сколько бы лет вашему ребёнку ни было: 3 или 13…. Добрая традиция – чтение вслух – оставляет воспоминания на всю жизнь, скрепляет, объединяет семью

3.Читать самим. Когда малыш часто видит родителей за книгой, любовь к печатному слову проявляется как естественная необходимость.

4.Если у вас, уважаемые родители, потребности в чтении всё-таки нет, хотя бы интересуйтесь, что читают ваши дети, о чём, только делайте это очень искренне, не дежурно, без всякой фальши!

5. Рекомендуйте своим детям для чтения книги вашего детства, подсказывайте, что на улице Смольной в доме № 17 располагается библиотека, где они могут взять книжные новинки, а это значит, что их ждёт приятная встреча с новыми литературными именами, новыми современными героями, в которых они найдут примеры для подражания. А это очень важно!

Друзья мои,

Хочу я вам сказать –

Хоть мы живём в эпоху атомного века,

Ни зал компьютерный,

Ни выход в Интернет,

Не смогут заменить общенье с человеком.

Недаром говорят,

Кто в этом знает толк:

Коль одолела хворь телесная –

Беги в аптеку,

А если вдруг душа болит,

Спеши, мой друг, в библиотеку!

Мы искренне желаем вашим детям подружиться с книгой!

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Вверх